На сегодняшний день системы амортизации активно используются практически во всех сферах деятельности человека, особенно хорошо они себя зарекомендовали в условиях когда необходимо преодолевать препятствия на большой скорости. Рассмотрим основные типы систем амортизации применяемые в велосипедах - амортизационные вилки.

Амортизационные вилки велосипедов разделяются на следующие типы: 

- пружинные

- пружинно-эластомерные

- воздушные

- масляно-воздушные

- масляно-пружинные

Амортизатор велосипеда - это система из демпфера и пружины, гасящая ударные нагрузки и колебания. Пружина гасит ударные нагрузки, она может быть стальная или пневматическая. Демпфер гасит колебания (он должен быстро сжиматься и медленно возвращаться в начальное состояние), может быть воздушный, масляный или эластомерный.

 Пружинные амортизационные вилки.

Самая дешевая из амортизационных вилок. Состоят просто из одной или двух пружин в ногах амортизационной вилки. Как амортизатор работать не могут - так как отсутствует демпфер, но все-таки добавляют комфорт в езде. Не регулируются или же регулируется только Preload. 

Пружинно-эластомерные амортизационные вилки. 

В такой амортизационной вилке, помимо стальной пружины, стоит стержень из полимерного материала (эластомер), который и выполняет роль демпфера (на холоде эластомер твердеет и не работает). Бюджетный вариант амортизационной вилки, не “текут” маслом и не “травят” воздух. Не регулируются или же регулируется только Preload, может быть LockOut.

 Воздушные амортизационные вилки. 

Роль амортизатора и демпфера выполняет воздух накачиваемый в амортизационную вилку насосом. Легкие хорошие вилки, при экстремальном использовании из-за снижения плотности манжет могут пропускать воздух. Малое количество настроек, есть возможность регулировать (preload) в очень широких пределах. Регулируются Preload и Rebound, может быть LockOut.

 Масляно-воздушные амортизационные вилки. 

В этой амортизационной вилке роль демпфера выполняет заполненный маслом картридж (открытая/закрытая масляная ванна), пружиной служит воздух, накачиваемый насосом. Более дешевый аналог масляно-пружинных амортизационных вилок.

  Масляно-пружинные амортизационные вилки.

Демпфером так же служит картридж, заполненный маслом. Пружина выполнена из стали. Наиболее надежные, удобно настраиваемые и дорогостоящие амортизационные вилки для велосипедов. 

Настройка амортизационной вилки.

Preload - Предварительная нагрузка. Настойка жесткости пружины в амортизационной вилке велосипеда. В дешевых вилках Preload слабо влияет на реальную жесткость пружины. Регулируется внешним регулятором, либо заменой пружин амортизационной вилки. 

Rebound - Отбой, отскок. Регулировка скорости отскока амортизационной вилки (скорости возврата в исходное положение).

 Compression - Скорость сжатия. Регулировка скорости сжатия амортизационной вилки велосипеда (величина обратная Rebound). 

LockOut - Блокиратор. Блокировка хода амортизационной вилки велосипеда (вилка становится “жесткой”). 

Extension Control - Регулировка длины хода амортизационной вилки. Блокировка или регулировка длинны хода амортизационной вилки велосипеда. Иногда данные настройки выносят даже на руль.

 Задние амортизаторы для велосипедов построены по аналогичному принципу. Так же могут применяться амортизаторы в подседельных штырях, рулевых колонках и т.д.(обычно в кроссовых и городских велосипедах), однако это не более чем “навороты” для более комфортной езды.

ТО АМОРТИЗАЦИОННОЙ ВИЛКИ

Основные симптомы, которые указывают на то, чтобы снять вилку с велосипеда и привести ее в порядок:

  • стук на ходу;
  • вилка заклинила и не регулируется;
  • отсутствие смазки (скрипит);
  • трещины на ногах и штанах.

Устройство классической передней амортизационной системы – металлическая пружина и резиновый демпфер. Усадка пружины и удлинение эластомерного стержня ухудшают свойства амортизатора, из-за чего он становится жестким. Независимо от настройки, вилка будет стучать на препятствиях. 

Любое механическое повреждение влечет за собой неожиданную поломку системы. При обнаружении трещин на корпусе и ногах вилку немедленно следует поменять на новую!

В разборке амортизатора своими руками понадобятся инструменты:

  • набор отверток;
  • плоский острый предмет;
  • гаечные ключи + раздвижной;
  • шестигранник;
  • маленький молоток.

При работе необходимо будет очистить и смазать деталь заново, поэтому понадобятся баллончик со смазкой, несколько мягких тряпок и перчатки.

И несколько рекомендаций напоследок:

  • проверять велосипедную вилку на целостность каждые 500 – 1000 км пробега;
  • очищать ножки на сальниках каждые 150 – 200 км пути;
  • несколько раз в сезон наносить немного смазки на сальниковую часть ног;
  • специально для гидравлических амортизаторов – менять масло через каждые 5000 км пробега.

РАЗБОРКА АМОРТИЗАЦИОННОЙ ВИЛКИ

 Рассмотрим, как перебрать амортизационную вилку пружинно-эластомерного типа: 

- Отвинтить нижние крепления с помощью шестигранного ключа.

- Выкрутить болт регулировки сжатия пружины – Preload. Он является основным регулятором хода амортизатора. 

- Вынуть эластомер-ограничитель, или демпфер. 

- Снять «штаны».

- При помощи отвертки извлечь из штанов уплотнители.

К основным причинам, почему вилка скрипит, издает стуки и не сглаживает колебания на ходу велосипеда, относится износ деталей, попадание воды и грязи, отсутствие внутренней смазки. Приводим в порядок:

  1. Удалить всю грязь с внутренней поверхности штанов.
  2. Тщательно протереть ноги вилки, пружину и уплотнители.
  3. По необходимости заменить неисправную деталь.
  4. Поставить эластомерный демпфер (залить масло через ниппель для гидравлической вилки).
  5. Смазать внутреннюю полость – впрыснуть масло из баллончика.
  6. Установить крепежный болт и Preload.

Вилки других модификаций (воздушные, масляно-воздушные, масляно-пружинные) лучше обслуживать в специализированных мастерских.