• Дорожные велосипеды (другое название — ситибайки, англ. citybike) предназначены для поездок на работу, в магазины и прогулок. У них средний или большой вес рамы и шин, одна передача либо планетарный механизм переключения скоростей. Чтобы сохранить ездока в чистоте, такой велосипед оборудуется полными передним и задним крыльями, защитой цепи. Посадка варьируется от прямой до очень прямой.
  • Прогулочный (городской) велосипед, чаще всего такие велосипеды имеют передний или подседельный амортизатор, открытую (то есть без верхней трубы) лёгкую раму (иногда складную) с претензией на дизайн, широкое мягкое седло, крылья, багажник (частенько с корзиной для продуктов), защиту цепи и иногда даже велофару и веломигалку. Обычно эти велосипеды многоскоростные (от 7 до 21 скорости) с кассетным или планетарным механизмом переключения передач довольно низкого уровня. Колёса на прогулочных велосипедах встречаются самых разных размеров - от 20 до 28 дюймов, что позволяет выбрать наиболее подходящий и удобный вариант. Посадка на таком велосипеде практически вертикальная, что позволяет снизить нагрузку на руки и спину и наслаждаться поездкой. Несомненным плюсом также является то, что большинство механизмов являются необслуживаемыми, что позволит существенно сократить время, потраченное на уход за велосипедом. Впрочем на высокие нагрузки такие велосипеды не рассчитаны и не стоит ждать, что прогулочный велосипед выдержит прыжки с метровой высоты или серьёзный велопоход.
  • Горные велосипеды (другое название — маунтинбайки, англ. mountainbike, MTB) предназначены для внедорожной езды, и включают в себя другие типы внедорожных велосипедов, такие как кросс-кантри (например, «ХС»), даунхилл, фрирайд. Все горные велосипеды имеют очень прочные рамы и колеса, широкие шины с высоким протектором, и усиленный руль, чтобы помочь ездоку противостоять внезапной тряске. Как правило, горные велосипеды имеют амортизаторы разных типов (пружинные или пневматические, либо газовые пружины), и гидравлические или механические дисковые тормоза. Диапазон скоростей на горном велосипеде очень широк, от очень низкого до среднего соотношения, и, как правило, от 16 до 30 передач.
  • Шоссейные велосипеды (другое название — роудбайк, англ. roadbike) предназначены для скорости и соревнований по шоссейному велоспорту. У них легкие рамы и компоненты с минимальным количеством аксессуаров, низким рулём, чтобы обеспечить мощную и аэродинамическую посадку, узкие шины высокого давления для минимального сопротивления качению и несколько передач. Шоссейные велосипеды имеют относительно узкий диапазон передач, который, как правило, варьируется от среднего до очень высокого соотношения, распределенного по 18, 20, 27 или 30 передачам. Более близкие передаточные числа позволяют гонщикам выбирать передачу, которая позволит им ехать на оптимальной частоте педалирования для максимальной эффективности.
  • Трековые велосипеды предназначены для езды по открытым или закрытым велотрекам, исключительно просты по сравнению с шоссейными велосипедами. У них есть одно передаточное число, фиксированная трансмиссия (то есть без муфты свободного хода), отсутствуют тормоза, и минимальное количество других компонентов, которые иначе причисляли бы велосипед к шоссейным.

Ежегодно производители велосипедов выпускают более новые и узкоспециализированные велосипеды на любой вкус, способные удовлетворить любые потребности любителей велосипедов. В данной статье представлены основные типы велосипедов, но это далеко не весь перечень их разновидностей.