Кассета велосипеда - это набор задних звезд на современных велосипедах. Устанавливается на специальный барабан задней втулки. Способ установки называется "шлицевое" соединение, а фиксируется специальной гайкой. Основная задача кассеты - это передача усилия от цепи на заднюю втулку.

   Трещотка велосипеда - часть трансмиссии. Представляет собой набор звездочек, объединенных с втулкой (храповым механизмом) в одно целое. Трещотка устанавливается на старые велосипеды или на дешевые модели. Главный ее минус в том, что из-за своеобразного распределения нагрузки часто происходит поломка полой оси. А у кассетной втулки такой проблемы нет, так как подшипники расположены ближе к концам втулки. Однако это верно не для всех кассетных втулок, такой способ расположения подшипников запатентован Shimano.

 Кассета и трещотка велосипедов несовместимы между собой, у трещотки минимальное количество зубьев на маленькой звездочке 14, а у кассеты уже 11 или 12 штук. 

  Трещотки отличаются друг от друга количеством звезд и числу зубьев на них.  Наиболее распространены 6 звезд 14 - 28 зубьев (14-28T). Еще очень популярны трещотки на 7 звезд (14-34T). Устанавливается трещотка накручиванием на втулку.


Кассеты обозначаются диапазоном и количеством звезд: 11-36T 10 speed, это означает что на кассете 10 звезд, самая маленькая имеет 11 зубьев, а самая большая 36 зубьев. Кассеты для шоссейных велосипедов обычно совместимы с двумя системами Shimano или Compagnolo. Модели которые производят другие фирмы обозначаются соответствующим образом.

Классификация кассет

По количеству звезд

  По количеству звезд кассеты бывают от 7 до 11. Обычно на современные велосипеды можно устанавливать кассеты от 8 до 10 звезд.

По типу велосипеда

  • Горные велосипеды - обычно имеют диапазон звезд от 11-28T до 11-36T, 8-10 звезд.
  • Шоссейные велосипеды - диапазон звезд от 11 (12) - 22T до 11 (12) - 27T, 8-11 звезд. Кассету 12-27T считают переходной от шоссейных к горным.

  Кассеты шоссейных велосипедов (кроме Compagnolo) совместимы с горными велосипедами, только если у них одинаковое количество звезд.

По конструкции

1. Разборные - отдельные звезды соединены между собой заклепками или винтами. Эта конструкция является самой тяжелой и самой дешевой. Этот вид конструкции более всех подвержен загрязнению. Теоретически допускается замена отдельных звезд.


2. На пауке - от 2 до 6 больших звезд (чем больше звезд, тем дороже и легче кассета) соединены в не разборный узел с помощью легкосплавного "паука". Легче разборных кассет, но и дороже, меньше подвержена загрязнению.

3. На нескольких пауках - в этой конструкции звезды скреплены по 2-3 штуки, это позволяет менять наиболее изношенные группы, не меняя всей кассеты велосипеда.


Материалы изготовления звёзд велосипеда

  • Сталь (хромированная, никелированная или с другим покрытием) - недорогой, прочный и самый распространенный материал. Такие кассеты дешевы и служат меньше других.
  • Титановый сплав - применяется в лучших кассетах (иногда только на больших звездах). Кассеты из титана имеют высокую цену и небольшой вес. Нет единого мнения на счет долговечности титановых звезд по сравнению с хорошими стальными.
  • Алюминиевый сплав (анодированный)  - применяется в кассетах для облегченных велосипедов. Очень низкий вес, высокая цена и очень быстро изнашиваются (примерно также как плохая стальная кассета).

Снятие трещотки с велосипеда

  1. Снимаем заднее колесо с велосипеда.
  2. Вынуть ось или эксцентрик из втулки колеса.
  3. Вставить съемник в трещотку и надев ключ скрутить её. Крутить нужно против часовой стрелки, так как резьба, крепящая трещотку к втулке колеса правая.Рычаг ключа лучше расположить горизонтально, чтобы можно было давить сверху вниз.
  4. Для того чтобы разделить трещетку на две части, когда требуется ее техобслуживание, нужно взять молоток и кернер. Разбирается трещоточный механизм путем отворачивания конусной гайки по часовой стрелке, так как резьба у неё левая.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ТРЕЩЕТКИ

1. Перед тем как разобрать трещетку необходимо положить ткань под нее, чтобы шарики на рассыпались.

2. Протереть от старой смазки корпус трещетки, шарики и "флажки". Осмотреть их на наличие повреждений, при необходимости заменить.

3. Смазать смазкой (не густой) посадочные места "флажков", дорожки и уложить шарики.

4. Сборку произвести в обратной последовательности. Конусную гайку законтрогаить с помощью керна и молотка.

Снятие кассеты с велосипеда

  1. Снимаем заднее колесо с велосипеда.
  2. Вынуть ось или эксцентрик из втулки колеса.
  3. На звезды установить специальный инструмент - "хлыст"
  4. Вставить съемник в специальную гайку и надев ключ скрутить её. Крутить нужно против часовой стрелки. Рычаг ключа лучше расположить горизонтально, чтобы можно было давить сверху вниз.
  5. Для того чтобы располовинить барабан на две части, необходимо воспользоваться специальным инструментом. Разбирается барабанный механизм откручиванием конусной гайки по часовой стрелке, так как резьба у неё левая.


ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ БАРАБАНА

При разборке барабана действия те же, что и трещетки. Но есть два отличия:

1. Вместо кернера используется специальный ключ, который можно изготовить самому.

2. В барабане 3 "флажка"