Техническое обслуживание трещетки (барабана)
Кассета велосипеда - это набор задних звезд на современных велосипедах. Устанавливается на специальный барабан задней втулки. Способ установки называется "шлицевое" соединение, а фиксируется специальной гайкой. Основная задача кассеты - это передача усилия от цепи на заднюю втулку.
Трещотка велосипеда - часть трансмиссии. Представляет собой набор звездочек, объединенных с втулкой (храповым механизмом) в одно целое. Трещотка устанавливается на старые велосипеды или на дешевые модели. Главный ее минус в том, что из-за своеобразного распределения нагрузки часто происходит поломка полой оси. А у кассетной втулки такой проблемы нет, так как подшипники расположены ближе к концам втулки. Однако это верно не для всех кассетных втулок, такой способ расположения подшипников запатентован Shimano.

Кассета и трещотка велосипедов несовместимы между собой, у трещотки минимальное количество зубьев на маленькой звездочке 14, а у кассеты уже 11 или 12 штук.
Трещотки отличаются друг от друга количеством звезд и числу зубьев на них. Наиболее распространены 6 звезд 14 - 28 зубьев (14-28T). Еще очень популярны трещотки на 7 звезд (14-34T). Устанавливается трещотка накручиванием на втулку.

Кассеты обозначаются диапазоном и количеством звезд: 11-36T 10 speed, это означает что на кассете 10 звезд, самая маленькая имеет 11 зубьев, а самая большая 36 зубьев. Кассеты для шоссейных велосипедов обычно совместимы с двумя системами Shimano или Compagnolo. Модели которые производят другие фирмы обозначаются соответствующим образом.
Классификация кассет
По количеству звезд
По количеству звезд кассеты бывают от 7 до 11. Обычно на современные велосипеды можно устанавливать кассеты от 8 до 10 звезд.
По типу велосипеда
- Горные велосипеды - обычно имеют диапазон звезд от 11-28T до 11-36T, 8-10 звезд.
- Шоссейные велосипеды - диапазон звезд от 11 (12) - 22T до 11 (12) - 27T, 8-11 звезд. Кассету 12-27T считают переходной от шоссейных к горным.
Кассеты шоссейных велосипедов (кроме Compagnolo) совместимы с горными велосипедами, только если у них одинаковое количество звезд.
По конструкции
1. Разборные - отдельные звезды соединены между собой заклепками или винтами. Эта конструкция является самой тяжелой и самой дешевой. Этот вид конструкции более всех подвержен загрязнению. Теоретически допускается замена отдельных звезд.

2. На пауке - от 2 до 6 больших звезд (чем больше звезд, тем дороже и легче кассета) соединены в не разборный узел с помощью легкосплавного "паука". Легче разборных кассет, но и дороже, меньше подвержена загрязнению.

3. На нескольких пауках - в этой конструкции звезды скреплены по 2-3 штуки, это позволяет менять наиболее изношенные группы, не меняя всей кассеты велосипеда.

Материалы изготовления звёзд велосипеда
- Сталь (хромированная, никелированная или с другим покрытием) - недорогой, прочный и самый распространенный материал. Такие кассеты дешевы и служат меньше других.
- Титановый сплав - применяется в лучших кассетах (иногда только на больших звездах). Кассеты из титана имеют высокую цену и небольшой вес. Нет единого мнения на счет долговечности титановых звезд по сравнению с хорошими стальными.
- Алюминиевый сплав (анодированный) - применяется в кассетах для облегченных велосипедов. Очень низкий вес, высокая цена и очень быстро изнашиваются (примерно также как плохая стальная кассета).
Снятие трещотки с велосипеда
- Снимаем заднее колесо с велосипеда.
- Вынуть ось или эксцентрик из втулки колеса.
- Вставить съемник в трещотку и надев ключ скрутить её. Крутить нужно против часовой стрелки, так как резьба, крепящая трещотку к втулке колеса правая.Рычаг ключа лучше расположить горизонтально, чтобы можно было давить сверху вниз.
- Для того чтобы разделить трещетку на две части, когда требуется ее техобслуживание, нужно взять молоток и кернер. Разбирается трещоточный механизм путем отворачивания конусной гайки по часовой стрелке, так как резьба у неё левая.
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ТРЕЩЕТКИ
1. Перед тем как разобрать трещетку необходимо положить ткань под нее, чтобы шарики на рассыпались.
2. Протереть от старой смазки корпус трещетки, шарики и "флажки". Осмотреть их на наличие повреждений, при необходимости заменить.

3. Смазать смазкой (не густой) посадочные места "флажков", дорожки и уложить шарики.
4. Сборку произвести в обратной последовательности. Конусную гайку законтрогаить с помощью керна и молотка.
Снятие кассеты с велосипеда
- Снимаем заднее колесо с велосипеда.
- Вынуть ось или эксцентрик из втулки колеса.
- На звезды установить специальный инструмент - "хлыст"
- Вставить съемник в специальную гайку и надев ключ скрутить её. Крутить нужно против часовой стрелки. Рычаг ключа лучше расположить горизонтально, чтобы можно было давить сверху вниз.
- Для того чтобы располовинить барабан на две части, необходимо воспользоваться специальным инструментом. Разбирается барабанный механизм откручиванием конусной гайки по часовой стрелке, так как резьба у неё левая.
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ БАРАБАНА
При разборке барабана действия те же, что и трещетки. Но есть два отличия:
1. Вместо кернера используется специальный ключ, который можно изготовить самому.

2. В барабане 3 "флажка"
