Классификация велосипедных колес по размеру

Современные велосипедные колеса бывают следующих размеров: 20, 24, 26, 27, 27.5, 28, 29

Размер 20 дюймов

Изначально двадцатидюймовые колеса использовались исключительно на детских велосипедах, однако, рост популярности складных велосипедов обусловил появление данного размера на «взрослом рынке». Легкость колес данного размера стала причиной того, что сегодня 99% BMX оснащены именно «двадцаткой».

Размер 24 дюймов

В советские времена такими колесами комплектовались подростковые велосипеды «Альтаир», «Аист» и «Салют». Сегодня же 24-й размер нашел поклонников среди фрирайдеров.

Размер 26 дюймов

Самый распространенный тип велосипедных колес. Изначально им оборудовались прогулочные городские велосипеды, сохранилась сия тенденция и сегодня. 

Размер 27 дюймов

Классическое колесо шоссейного велосипеда. Именно 27-й размер раньше был стандартом велогонок Тур де Франс.

Размер 27.5 дюймов

Промежуточный размер специализированных горных велосипедов. Данный размер появился лишь в 2013 году.

Размер 28 дюймов

Гибридный размер, подходящий для городской и внедорожной езды по проселочным дорогам. Раньше такими колесами оснащали легендарную «Украину».

Размер 29 дюймов

Так называемые «найнеры» – еще одна разновидность колес горных велосипедов. Лучше накат и проходимость.

Классификация велосипедных колес по типу

Традиционным велосипедным колесом принято считать спицованные обода. Как правило, такие колеса оснащены стальными, алюминиевыми или титановыми спицами, количество которых кратно 4 (обычно не менее 12), прикрепляемыми с помощью ниппелей. Впрочем, количество спиц может быть самым разным.

Камеры, ниппели и бескамерные велосипедные покрышки

Первые велосипедные камеры появились одновременно с велосипедом Джона Кемпа Старли – в 1884 году, однако на современные камеры они походили разве что названием – лопались они на каждой кочке. Сегодня велосипедные камеры способны выдерживать колоссальнейшие нагрузки, а порой даже «самостоятельно залатывать» мелкие пробоины.
Еще одной важнейшей частью любого спицованного колеса являются ниппели. Именно с их помощью спицы крепятся к ободу и втулке.

Стоит отметить, что велосипедные ниппели конструктивно практически не изменились с момента своего изобретения в 1817 для сидячих самокатов барона Карла фон Дрез. Некоторые горные велосипеды с 1983 оснащают бескамерными покрышками – это позволяет уменьшить их вес, и увеличить удельный объем воздуха внутри колеса, что повышает амортизацию.

Протектор велосипедных покрышек

Сцепление покрышки велосипедов с  поверхностью нестабильной обуславливается наличием протектора. Изначально протекторы отличались лишь исполнением двухмерного рисунка, но одновременно с появлением горных велосипедом появилась градация протекторов по «высоте». Точно такие же протекторы, только на более узких покрышках позже стали использоваться как «зимняя резина» городских велосипедов.

ЦЕНТРОВКА КОЛЕСА

Центровка производится в специальном приспособлении. Центровку обода начинают с вращения собранного колеса, укрепленного в приспособлении при помощи гаек или эксцентрика. Обод неотцентрованного колеса, приведенного в движение, то удаляется, то приближается краями к стойке приспособления. Для определения максимального отклонения обода пользуются указательной планкой, укрепленной на стойке. На участке обода, соприкасающегося с ограничительной планкой станка или получившего след от красящего вещества, считают количество ниппелей, спицы которых помещаются в противоположном фланце втулки. Эти ниппели с помощью ключа завертывают на 1—2 оборота, чтобы натянуть спицы, а ниппели, находящиеся с другой стороны, необходимо отвернуть на 1—1,5 оборота. Натяжка и расслабление спиц делают специальным ключом - "спицевиком". 

Так же поступают со следующим участком обода, который так же, как предыдущий, задевает краем за ограничительную планку. Таким образом, при подтягивании ниппеля с одного края обода и отпускании с другого устраняется боковое биение обода.

 Радиальное биение обода устраняется следующим образом. К наружной поверхности вращающегося обода подводят указательную планку, которой пользовались при выверке биения обода, и по задеванию за планку определяют места, выступающие за пределы правильной окружности обода. На всех выступающих участках обода оба ряда ниппелей нужно подтянуть на 1—2 оборота, предварительно отвернув на 1—2 оборота ниппели на спицах на том участке обода, который имеет впадину. Подтягивая спицы на всех выступающих участках обода и отпуская их на участках, имеющих впадины, добиваются радиальной центровки обода. После этого приступают к окончательной боковой центровке обода. Боковое и радиальное биение у отцентрованного обода не должно превышать 1 мм. 

Отцентрированный обод должен иметь равномерное и достаточное натяжение спиц, которые не должны прогибаться от давления пальцев руки. Концы спиц, выступающие над головками ниппелей, спиливают при помощи полукруглого напильника. Обод отцентрированного колеса не должен быть смещен более чем на 2 мм по отношению к торцам втулки, т. е. должен находиться строго в центре между торцами втулки, благодаря чему достигается соосность обоих колес в раме велосипеда. Центральное расположение обода между торцами втулки проверяют в условиях мастерских следующим образом. Берут шнур 2—3 мм толщиной и 1,5 м длиной, складывают его вдвое и образовавшимся перегибом помещают на поверхность обода. Свободные концы шнура 2 продевают между спицами с внутренней стороны каждого фланца втулки и соединяют на противоположной стороне обода 1, а затем измеряют расстояния от натянутого шнура до обоих торцов втулки. В условиях завода для такой проверки применяют специальный шаблон. Если имеется смещение обода, то его устраняют путем подтягивания всех спиц с той стороны, где обод более удален от фланца; противоположную же сторону спиц в этом случае отпускают. После перемещения обода в сторону центра производят еще раз замер и, если обод оказался в центре втулки, его центруют с целью устранения биения.